22 янв. 2025

ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА И АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Зачастую любые наши промахи или успехи в личной жизни, карьерный рост и коммуникации между людьми зависят от нашего характера. Многие думают, что если человек наделен положительными качествами то он интересен окружающим и легко добивается доверия и признания. Личность с набором отрицательных черт не способна эффективно справится с задачей, либо использует в достижении цели обман, агрессию.

Характер личности в психологии — это набор индивидуальных черт, определяющих тип поведения. Он формируется на протяжении всей жизни под влиянием окружения, воспитания, социальной принадлежности и профессиональной деятельности. Однако, в период от года до трёх лет происходит стремительное развитие мозга и психики маленького человека. В эти годы закладываются наиболее важные способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к людям, целенаправленность, творческая позиция и многое другое. Сущешствует ряд аспектов формирования характера в этом возрасте:

Становление самосознания. Например, ребёнок начинает узнавать себя в зеркале, откликается на своё имя, активно пользоваться местоимением «Я».

Сравнение себя с другими людьми. В результате у детей постепенно складывается определённая самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослых.

Формирование чувств. Появляются чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.

Развитие самостоятельности. Ближе к трём годам ребёнок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали.

Формирование волевых качеств. Начинают складываться сила воли, настойчивость, целеустремлённость.

Развитие эмпатии. Ребёнок начинает понимать эмоциональное состояние другого человека.

Формирование потребности в достижении успеха. Эта потребность формируется поэтапно: сначала ребёнок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения задания.

Вообще, термин "ХАРАКТЕР" образован от греческого слова, означающего «печать», «оттиск», «клеймо». Каждому человеку присущ уникальный характер, сформированный под влиянием гендера, темперамента, ДНК, воспитания, особенностей развития.

С одной стороны, индивидуальный жизненный путь, условия

жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера.

С другой стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых условиях, формируют общие стороны и черты характера.

Темперамент составляет «биологическую основу» характера – определенные свойства организма как органическую базу характера (предпосылки характера).

В таком случае, наследуется лишь набор различных способов реагирования человека на влияния среды. А вот, как именно генетические предпосылки оформятся в реальные психологические признаки или свойства, зависит от взаимодействия этих предпосылок и условий среды. Определенные психические состояния, возникающие довольно часто в реальной жизни человека, могут постепенно закрепиться и стать его чертой характера.

Резюмируя, можно отметить, что характер — это особенности человека, которые проявляются в поведении и эмоциональном реагировании на большинство похожих ситуаций одинаково: в общении с другими людьми, в экстремальных ситуациях и знакомых жизненных условиях.

А что же такое акцентуация характера?

В научной психологии считается, что акцентуация характера – это ярко выраженная черта личности, которая является для неё уникальной, и которая отличает личность от других. Это чрезмерно выраженные черты характера, проявление которых в различных ситуациях может привести к тому, что на человека будут слишком сильно влиять определенные события, вызывая конкретное поведение как реакцию на стресс и ему будет трудно адаптироваться к условиям жизни. Может нарушиться взаимодействие с миром и обществом.

В зависимости от уровня выраженности акцентуации характера могут быть ЯВНЫМИ и СКРЫТЫМИ. Явная акцентуация сильно выражена, проявляется в большинстве ситуаций, характеризуется постоянством проявления. Скрытая акцентуация характера выражена слабо. Однако, под влиянием специфической эмоционально-значимой ситуации может проявиться сильно. При диагностике акцентуаций определяются типичные паттерны поведения.

Важно отметить, что акцентуации не являются психической патологией и расстройствам личности, для которых характерны такие признаки, как тотальность (проявляется одинаково во всех сферах взаимодействия, со всеми людьми), стабильность (характер не меняется в течение жизни) и социальная дезадаптация (постоянное возникновение жизненных трудностей у самого человека или у других людей из-за него). Обычно выраженность черт характера обостряется и ухудшает взаимодействие в подростковом возрасте, а с достижением человеком зрелости она сглаживается. Черты акцентуированных характеров проявляются не в любой среде, а только в особых, часто стрессовых и травмирующих обстоятельствах.

Появление акцентуаций связано с влиянием неких факторов, что формируют характер и их специфика, приводящая к формированию чрезмерно выраженных черт характера:

Наследственность. Наличие акцентуаций или психических расстройств у родственников.

Здоровье. Наличие хронических заболеваний нервной системы и физические недуги.

Нарушение стиля семейного воспитания. Гипер- или гипоопека, попустительский или авторитарный стиль воспитания, нарушение эмоциональных коммуникаций в семье, недостаточность внимания к ребенку и общения с ним.

Препятствия в развитии ребенка. Принуждение ребенка к определенной деятельности без учета его личных интересов, способностей и навыков. Навязывание необходимости получать «только пятёрки», «красный диплом».

Недостаточность общения со сверстниками.

Дисгармония с внутренним Я. Проблемы с самооценкой, ощущение себя как недостойного, чувство неполноценности.

Отсутствие удовлетворения личных потребностей.

Акцентуации характера чаще всего встречаются у подростков и юношей, поскольку именно эти периоды жизни являются критическими для формирования характера, индивидуальности. В подростковый период дети могут часто проявлять себя негативно, менять интересы, привычки, взгляды на жизнь. Подросток учится быть самостоятельным, нести ответственность, сталкивается с первыми жизненными трудностями. В подростковом возрасте ярко выражена эмоциональность, тревожность, резкая смена настроения, вспышки гнева. Почти каждый подросток относится к тому или иному типу акцентуации. Минимизируя воздействие негативных факторов, по мере взросления выраженные черты, присущие подростку, сгладятся и не перейдут в психические нарушения.

Акцентуированная черта характера становится уязвимым местом человека, осложняет жизнь ему самому и окружающим. Ситуации, которые для других людей не являются значимыми, превращаются в испытание для психики человека с акцентуацией.

Существует ряд классификаций акцентуаций личности. Обоащу внимание на некоторых из них.

В классификации К. Г. Юнга лежит принцип направленности жизненной энергии:

Экстраверт – жизнерадостный и активный человек, чья энергия направлена к обществу. Одиночество плохо переносится экстравертами, им необходим постоянный контакт с окружением. Не испытывают мучительных переживаний из-за проблем, настроены позитивно.

Интроверт обладает высокой чувствительностью нервной системы, направляет энергию внутрь себя. Неудачи воспринимают тяжело, постоянно копаются в себе в поисках их причин. Предпочитают одиночество, общение приводит к дискомфорту, отнимает силы.

Позднее классификацию Юнга дополнил Эдмунд Конклин, введя понятие амбивертов, сочетающих в себе характеристики обоих типов. Такие люди легче приспосабливаются к окружающим условиям, любят компании, но периодически прибегают к одиночеству для восстановления внутренней энергии.

Эрнест Кречмер особенности характера человека связывал со сложением тела, поэтому выделял три выраженных типа:

Пикник. Внешние признаки – рост средний либо невысокий, на короткой шее голова небольшого размера, лицо с мелкими чертами. Телосложение ближе к полному. Характерные черты: оптимизм, активность, отличное чувство юмора, общительность. Пикники быстро находят общий язык с окружением, привлекают внимание, нередко являются «душой» компании.

Астеник. Внешние признаки – удлинённые руки и ноги, мускулатура развита слабо, фигура худощавая, не склонная к полноте. Характерные черты: слишком серьёзное восприятие окружающей среды, упрямство, замкнутость.

Атлетик. Внешние признаки – высокий рост, широкие плечи, хорошо развитый мышечный корсет. Характерные черты: рассудительность, сдержанность, спокойствие, властность. Атлетик стремится к стабильности, к новым условиям приспосабливается с трудом.

Эрик Фромм занимался социальной психологией, поэтому свою классификацию построил на взаимодействии индивида с окружающей средой. Выделял пять категорий характера, черты которых смешиваются, но доминирует один:

Рецептивный. Потребитель, не способный к принятию собственных решений. Выраженные черты – пассивность, доверчивость, наивность, подчинение, идеализация окружения. Рецептивный тип часто подпадает под чужое влияние, становится жертвой мошенников.

Эксплуатирующий. Превыше всего ценит собственные потребности. Характерные черты – агрессия, зависть, самоуверенность, способность к обману. Эксплуатирующий нередко использует окружение, чтобы достичь своих целей.

Рыночный. Постоянно ищет выгоду, в приоритете финансовое благополучие, престижность, полезные связи. Характерные черты – отсутствие принципов и целей, желание власти, бестактность, поверхностность, импульсивность. Рыночный тип порой проявляет щедрость, отличается любознательностью.

Накапливающий. Воспринимают окружение как враждебную среду. Характерные черты – подозрительность, ревность, привязанность к вещам, стремление к накоплению материального имущества и нематериального (власти, любви). Среди положительных характеристик отмечают лояльность, сдержанность и дальновидность.

Продуктивный. В идеале обладают адекватной самооценкой. Характерные черты – честность, заботливость, ответственность. Продуктивный тип никогда не манипулирует людьми, не доминирует и не навязывает окружению собственное мнение.

На сегодняшний день психологами активно используются две распространенные теории акцентуаций – классификация по К. Леонгарду и классификация по А.Е. Личко. Рассмотрим более подробно обе из них.

Классификация по К. Леонгарду была предложена в середине XX века.

Типология Леонгарда насчитывает 10 акцентуаций. Отличие данной типологии в том, что акцентуации относятся к разным проявлениям личности – «темперамент», «характер», «личностный уровень».

Каждая из этих групп включает в себя несколько видов акцентуаций.

Классификация акцентуаций темперамента по К.Леонгарду включает в себя шесть типов:

1 Гипертимный

Гипертимный тип общителен, любит быть среди людей, легко заводит новые контакты. У него выраженная жестикуляция, живая мимика, громкая речь. Лабильный, склонный к перепадам настроения, поэтому часто не выполняет свои обещания. Оптимистичен, активен, инициативен. Стремится к новому, нуждается в ярких переживаниях, разнообразной профессиональной деятельности.

2 Дистимический

Неразговорчив, держится в стороне от шумных компаний. Излишне серьезен, малоулыбчив, недоверчив. К себе критичен, поэтому такие люди часто страдают заниженной самооценкой. Пессимистичен. Педантичен. Дистимическая личность надежна в близких отношениях, совесть для неё – не пустое слово. Если дают обещания - стремятся выполнить.

3 Аффективно-лабильный (циклоидный)

Это люди настроения, которое у них меняется по несколько раз за день. Периоды активной деятельности сменяются полным бессилием. Аффектино-лабильный тип – это человек «крайностей», для него существует только черное и белое. Манера взаимоотношений с окружающими зависит от настроения (часты трансформации поведения).

4 Аффективно-экзальтированный

Такие люди эмоциональны, при этом испытываемые ими эмоции проявляются ярко, искренне. Впечатлительны, влюбчивы, быстро воодушевляются. Это люди творческие. Среди таких людей много представителей творческих профессий - поэтов, художников, актеров. Могут быть тяжелы во взаимодействии, так как склонны преувеличивать и раздувать из мухи слона. В сложной ситуации подвержены панике.

5 Тревожный

Люди такого типа не уверены в себе, сложно идут на контакт, стеснительны. Пугливы, что ярко проявляется в детстве – малыши с подобной акцентуацией боятся темноты, одиночества, резких звуков, чужих людей. Мнительны, часто видят опасность там, где ее нет, долго переживают неудачи. Примеры положительных сторон тревожного типа – ответственность, исполнительность, доброжелательность.

6 Эмотивный

Акцентуированная личность эмотивного типа схожа с экзальтированным типом по глубине переживаемых эмоций – они чувствительны и впечатлительны. Их основное отличие – эмотивному типу сложно выражать эмоции, он долго копит их в себе, что приводит к истерике и слезам. Отзывчивы, жалостливы, охотно помогают беспомощным людям и животным. Любая жестокость способна погрузить их надолго в пучину депрессии и горя.

Вторая классификация, которую мы рассмотрим в данной работе –это акцентуация характера.

7 Демонстративный

Люди этого типа артистичны, подвижны, эмоциональны. Стремятся произвести впечатление на окружающих, при этом не гнушаются притворством и даже откровенной ложью. Демонстративный тип верит сам в то, что говорит. Если же и осознает свою ложь, причины испытывать угрызения совести нет, так как они склонны вытеснять из памяти любые виды неприятных воспоминаний. Любят быть в центре внимания, подвержены влиянию лести, для них важен учет его заслуг. Непостоянны и редко держат слово.

8 Педантичный

Акцентуированные личности педантичного типа медлительны, прежде чем принять решение – старательно его обдумывают. Стремятся к упорядоченной профессиональной деятельности, усидчивы и доводят дело до конца. Любые виды изменений воспринимают болезненно, трансформации под новые задачи трудновыполнимы. Не конфликтны, спокойно уступают лидирующие позиции в профессиональной среде.

9 Застревающий

Застревающий тип надолго сохраняет в памяти эмоциональные переживания, что характеризует поведение и восприятие жизни, они как бы «застревают» в определенном состоянии. Чаще всего-это уязвленное самолюбие. Злопамятны, мнительны, не доверчивы. В личных отношениях ревнивы и требовательны. Амбициозны и упорны в достижении своих целей, поэтому акцентуированные личности застревающего типа бывают успешны в профессиональной жизни.

10 Возбудимый

Возбудимый тип в моменты эмоционального возбуждения сложно контролирует желания, склонен к конфликтам, агрессивен. Разумность отступает, проанализировать последствия своего поведения не в состоянии. Акцентуированные личности возбудимого типа живут настоящим, не умеют строить долговременные отношения.

Широко известная классификация принадлежит отечественному психиатру Андрею Евгеньевичу Личко. Отличие подхода А.Е.Личко от подхода К.Леонгарда в том, что он основан на исследованиях акцентуаций характера в подростковом возрасте. По мнению А.Е.Личко, в этот период акцентуации (психопатии) проявляются особенно ярко во всех сферах деятельности.

Чаще всего психологами используется классификация, которую создал А.Е. Личко. Он предложил следующие типы акцентуаций характера и определил их основные черты:

Астено-невротический. Повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии, тревожности, характерны внезапные аффективные вспышки по незначительным поводам, эмоциональные срывы в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Аккуратность, дисциплинированность.

Гипертимный. Постоянно повышенное настроение, неудержимая активность, потребность в общении, тенденция приниматься за многие дела и не доводить их до конца. Непереносимость однообразия, монотонности, одиночества и ограниченности контактов, безделья. Энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, гибкость, хорошее настроение, не зависящее от внешних обстоятельств, самостоятельность.

Истероидный. Эгоцентризм, потребность быть в центре внимания. Ранимость, потребность в одобрении, признании, страх насмешек, склонность к демонстративности (вплоть до самоповреждающего и суицидального поведения). Характерно упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция, гибкость.

Конформный. Стремление «думать, как все». Нетерпимость перемен и нарушения привычного уклада жизни. Восприятие крайне ригидно, ограничено ожиданиями. Дружелюбие, дисциплинированность, неконфликтность. Увлечения, привычки определяются социальным окружением. Ориентация на ценности окружения. Инфантильность, безответственность.

Лабильный. Выраженная переменчивость настроения. Чувствительность, ранимость, падкость на знаки внимания. Слабая сторона их проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Общительность, добродушие, социальная отзывчивость.

Неустойчивый. Лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Выраженная тяга к развлечениям, безделью; слабость и трусливость. Желание отсутствия контроля извне. Общительность, открытость, услужливость. Болтливость. Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков.

Психастенический. Склонность к самоанализу и рефлексии. Нерешительность, страх совершить ошибку. Не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Аккуратность, рассудительность, самокритичность, склонность к рассуждениям, надёжность. Ровный фон настроения.

Сенситивный. Впечатлительность, чувство собственной неполноценности, робость, застенчивость, обидчивость, чрезмерная чувствительность. Могут становиться объектами насмешек. Способны проявлять доброту, спокойствие, взаимопомощь. Интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, важно социальное признание.

Циклоидный. Циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения – повышенная чувствительность к укорам, ранимость, чувствительность. Неустойчивый характер увлечений, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. В подъеме – инициативность, жизнерадостность, общительность.

Шизоидный. Замкнутость, отгороженность от других людей. Трудности в сопереживании, установлении эмоциональных контактов, необщительность. Наличие стабильных и постоянных интересов. Немногословность. Закрытый внутренний мир, фантазирование, личные увлечения. Склонность к употреблению алкоголя как способа облегчать контакты с другими людьми и достигать уверенности.

Эпилептоидный. Возбудимость, эмоциональная инертность, напряжённость, авторитарность. Злобная тоскливость, приступы раздражения с аффективными взрывами, поиск объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулёзность, дотошное соблюдение всех правил, консервативность, педантизм. Внимательность к своему здоровью, пунктуальность. Стремление к доминированию, ревнивость.

Коррекция акцентуаций заключается в работе над сглаживанием поведенческих проявлений выраженных черт характера. Коррекционные мероприятия необходимы, если наличие акцентуации так или иначе негативно влияет на развитие личности, способствует дезадаптации, нарушению социальных взаимодействий. В терапии со специалистом возможно гармонизировать проявления акцентуаций и улучшить существование человека в обществе.

Специалист проанализировав проявления и выслушав жалобы клиента, определит мишени и программу коррекции. Любые психокоррекционные воздействия не обязательно направляются на нивелирование акцентуированной черты, важным является направление индивидуальности в гармоничное русло, определение деятельности, в которой особенности личности будут конструктивны и полезны.

Работа психолога заключается в построении гармоничного взаимодействия человека с акцентуированной чертой характера. Основной упор в индивидуальной работе делается на осознание человеком особенностей его характера, ситуаций и отношений, в которых он чувствует себя наиболее незащищенным человеком, и собственных действий, которые к этой уязвимости приводят. Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях, создает возможность выбора собственных реакций и поведения.

Диагностики по теме:

Опросник Акцент-2-90 ( опросник Шмишека - Мюллера в модификации М. Вигдорчика)

Тест личностных акцентуаций, ТЛА модифицированный вариант Патохарактерологического диагностического опросника ( ПДО) разработанного А. Е. Личко

Опросник акцентуированных радикалов

Опросник Ганса Шмишека

Тест акцентуаций свойств темперамента, ТАСТ

Аутодентификация акцентуаций характера

Нервно-психическая неустойчивость - Акцентуации, НПН-А